Возможности и перспективы социально-экономического развития Россошанского района

23.09.2020

Развитие Россошанского района с момента его создания 30 июня 1928 года и до наших дней происходило в непростых условиях, которые сказались на его сегодняшних возможностях, месте и роли в экономике Воронежской области и России в целом. Несмотря на сложную судьбу, которую Россошанский район в полной мере разделил вместе со всей нашей страной, за всё это время россошанцы не потеряли своих лидирующих позиций по большинству направлений социально-экономического развития (СЭР).

Одним из важнейших направлений СЭР в нашем районе, как и в России в целом, является создание на территории района благоприятной среды проживания и народосбережения. В 2018-2019 годах административный центр района, - город Россошь, - наряду с Павловском и Калачом, был отнесён к группе городов с благоприятной городской средой, при этом остальные 12 городов области, включая Воронеж до благоприятной среды проживания не дотянули.

Здесь следует напомнить, что город Россошь в отличии от большинства районных центров Воронежской области, хоть и не имеет в своём составе других населенных пунктов, но территориально тесно граничит с третью сельских поселений района. Фактически, сегодня в городской черте г.  Россошь в нашем районе проживает более 70 тыс. человек, которые активно используют существующую в городе социальную и рекреативную инфраструктуру.

Уровень среды проживания и возможности реализации и удовлетворения потребностей населения не мог не отразится на демографических показателях Россошанского района. Комплексные исследования дифференциации районов Воронежской области по уровню демографического развития, проведенные профессором Воронежского государственного университета Яковенко Н.В. показали, что наш район является уникальным в этом смысле и опережает по естественному приросту населения, уровню смертности, демографической нагрузке на трудоспособное население и соотношению браков и разводов большинство муниципальных районов Воронежской области.

Миграционный отток населения района много лет является минимальным, не более 2-3 десятков человек в год, но и он с компенсируется приезжающими на нашу территорию гражданами, численность которых в среднем за последние 5 лет составляет около 50-80 человек в год.Нельзя не отметить и то, что, находясь в 214 км от областного центра, город Россошь в отличии от большинства административных центров районов Воронежской области сумел достигнуть исторического максимума по количеству жителей не во времена СССР, а в 2017 году! Так по данным переписи 1989 года население города Россошь составляло 57,4 тыс. человек, в 2017 году численность населения выросла до 62,9 тыс. человек, при этом в районе в целом тоже был отмечен рост населения по отношению к 2016 году на 120 человек. Вместе с тем, в среднем за последние пять наш район потерял около 1500 человек, однако наши ближайшие конкуренты, Лискинский муниципальный район и Борисоглебский городской округ потеряли в несколько раз больше, - 3400 и 3900 человек соответственно!

Достижению этих показателей в немалой степени способствовала деятельность администрации района и города в период с 2010 по 2017 годы, когда под руководством главы района Алейника И.Г. и главы городского поселения город Россошь Мишанкова Ю.В., совместно с депутатским корпусом района, были предприняты максимальные усилия для создания и развития современной комфортной среды проживанияи народосбережения в нашем районе.

Каковы же дальнейшие перспективы и возможности развития современной комфортной среды проживания и народосбережения в Россошанском районе и как будет выстраиваться стратегия его развития на период до 2035 года?

Ответы на этот вопрос лежат в плоскости оценки ресурсных возможностей нашего района, в первую очередь финансовых, и, в расчёте возможных вариантов (сценариев) его развитияс учётом наличия этих ресурсов.

Общеизвестно, что основным условием успешного развития и сохранения среды проживания (социальной сферы и инфраструктуры) при численности населения муниципального района не ниже существующей, является возможность получения такого уровня доходной части бюджета муниципалитета,который на 5-10% превышает его расходы.

К сожалению в настоящее время в Россошанском районе ситуация в этом смысле весьма далека от идеала, поскольку в период с 2010 по 2017 годы администрацией района были получены значительные кредитные средства на развитие социальной сферы и инфраструктуры, что привело к задолженности района по кредитам более чем в 300 млн. рублей, при дефиците бюджета более 80 млн. рублей. В этой связи возникает высокая вероятность того, что в 2021 году задолженность бюджета Россошанского района будет более половины от собственных доходов, что приведёт к прекращению финансирования по некоторым направлениям социальной сферы или его существенному ограничению.

В этих условиях, без помощи региональных и федеральных властей решить ресурсную задачу обеспечения нормального функционирования существующей социальной сферы и инфраструктуры в настоящее время невозможно, поскольку как показывает оценка возможных финансовых резервов бюджета, сокращение расходнойчасти бюджета при получении этих резервов, составит не более чем 0,5-1% от существующего муниципального долга.

Таким образом, несмотря на то, что сегодня наш район занимает второе место (после Воронежа) по объемам промышленного производства и численности малого и среднего бизнеса, налоговые и неналоговые платежи от экономической деятельности составляющие доходы бюджетане позволяют нам в настоящее время самостоятельно рассчитаться с существующей задолженностью.

Единственно возможный базовый сценарий решения этой задачи к 2035 году, заключается в наращивании налогооблагаемой базы путём реализации инвестиционных проектов и/или развития на территории Россошанского муниципального района 10-12 малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий на 2-2,5 тыс. рабочих мест. Как правило, решение о реализации проектов на той или иной территории принимается инвесторами самостоятельно исходя из уровня инвестиционной привлекательности района, который в настоящее время у нас довольно низкий, по следующим основным причинам:

Отсутствие на территории Россошанского района необходимого количества и качества трудовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, низкий уровень безработицы и низкая квалификация персонала.
Плохое состояние существующих инвестиционных площадок и участков: отсутствие подъездных путей, инженерных и других коммуникаций.
Высокая процентная ставка по кредитным предложениям и сложный процесс оформления и подготовки документации на получение государственной поддержки в соответствии с областным законодательством.
Низкий уровень обеспеченности энергическими ресурсами, который ограничивает привлечение на территорию Россошанского района инвесторов с проектами с высокими требования к уровню энергетической обеспеченности.
Для решения этих проблемтребуется повысить инвестиционную привлекательность нашего района, однако сделать это за счет собственных средств бюджета Россошанского района не представляется возможным, поскольку он характеризуется высоким уровнем закредитованности и дефицита.

В этой связи, представляется необходимым на первом этапе реализации стратегии СЭР Россошанского района, с 2021 по 2025 года, в рамках инерционного сценария развития, решить задачу финансирования и подготовки технической документации включая формирование типовых инвестиционных проектов.

После реализации инерционного сценария развития района (ориентировочно с 2025 года) и достижении уровня собственных доходов, превышающих расходы в 1,2-1,3 раза, перейти к исполнению базового сценария развития начиная с 2025 года по 2035 год, при этом данный период следует условно разбить на две равные по времени части, - инвестиционная и эксплуатационная.

Инвестиционная часть включает в себя решение проблем повышения инвестиционной привлекательности Россошанского района и создание на его промышленных площадках промышленных предприятий, а эксплуатационная, достижение заданных значений по численности рабочих мест, обороту и объемам промышленной продукции и некоторым другим целевым показателям стратегии.

В рамках базового сценария стратегии СЭР при увеличении численности рабочих мест планируется и рост численности населения Россошанского муниципального района, которое к 2035 году составит около 90 тыс. человек.

Следует отметить, что представленные выше выкладки по росту собственных доходов Россошанского района, финансовому обеспечению мероприятий по росту инвестиционной привлекательности, численности населения и многие другие представленные в актуализированном варианте стратегии СЭР Россошанского района до 2035 года, рассчитаны на основе существующих в настоящее время внешних и внутренних условий её реализации.

Вместе с тем, в настоящее время на федеральном уровне в рамках реализации национальных проектов по развитию социальной сферы и национальной экономики могут быть созданы условия, когда на территории Россошанского района будет введен в действие так называемый оптимистический сценарий реализации стратегии СЭР района до 2035 года.

Оптимистический сценарий реализации стратегии предполагает широкое привлечение на территорию района федеральных и региональных ресурсов, которые позволят реализовать инвестиционные проекты не менее 2-3 крупных предприятий, при этом общее количество новых рабочих мест составит около 4500, а численность населения к 2035 году достигнет значения 2020 года, - 92 тыс. человек. Оптимистический сценарий может быть реализован совместно (параллельно) с базовым сценарием стратегии СЭР в период с 2025 по 2035 годы, поскольку финансированиеего инвестиционных проектов будет осуществляться с участием региональных и федеральных властей.

Описанные выше сценарии социально-экономического развития Россошанского муниципального района отражены в актуализированном варианте стратегии СЭР района до 2035 года.

Определенные в ней цели, задачи, мероприятия и целевые показатели персональнозакреплены за ответственными должностными лицами администрации Россошанского района и будут в последующем реализованы посредством принятия и исполнения соответствующих муниципальных программ.

Окончательный вариант актуализированный стратегии СЭР развития Россошанского муниципального района будет представлен на очередной сессии совета народных депутатов района, вместе с обновленными муниципальными программами. Проект актуализированного варианта стратегии СЭР Россошанского муниципального района до 2035года размещен на сайте администрации.

Начинания с августа 2020 года в течении месяца население Россошанского района может принять участие в обсуждении актуализированного варианта стратегии СЭР района до 2035 года и присылать свои предложения и рекомендации по её содержанию в отдел социально-экономического развития и предпринимательства администрации Россошанского района.

А.Н. Соломахин, заместитель главы администрации Россошанского муниципального района, доктор экономических наук.
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!